Минэкономразвития предложило изменить закон о защите инвестиций: крупнейшим проектам, которые уже получили льготы от регионов, нужно продлить преференции, но исключить компенсации затрат на инфраструктуру из налогов в рамках СЗПК

Строительные новости Москвы и регионов.

Минэкономразвития предложило не предоставлять участникам реестровых региональных инвестпроектов (РИП) с объемом вложений свыше 300 млрд руб. возможность возмещать затраты на инфраструктуру из уплаченных налогов в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Это следует из подготовленного ведомством проекта доклада по итогам выполнения апрельского поручения президента о совершенствовании механизма СЗПК (есть у РБК). Подлинность документа подтвердили два источника, знакомых с его содержанием.

В документе указывается, что инициатива выдвинута в рамках «обеспечения эффективности применения мер государственной поддержки». Она предусматривает внесение поправок в закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», которые в настоящее время находятся на рассмотрении правительства.

Существование такой инициативы РБК также подтвердил федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения поправок в СЗПК. По его словам, речь идет об «особо крупных проектах» из числа РИП с объемом капитальных вложений более 300 млрд руб. Для них «предложено продлить действие преференциальных режимов до 2041 года в рамках реестровых региональных инвестиционных проектов [сейчас действуют до 2028 года], но без возможности возмещения затрат на инфраструктуру по части СЗПК», сказал он, добавив, что «это позволит сохранить региональные бюджеты». Проектам же прекращение действия льгот по реестровым РИП «грозило убытками», добавил чиновник.

Сейчас предприятие, которое заключило соглашение в рамках СЗПК и находится в реестре региональных инвестиционных проектов, может рассчитывать на поддержку и в рамках СЗПК, и пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными для реестровых РИП, сказал собеседник РБК.

В пресс-службе правительства запрос РБК переадресовали в Минэкономразвития. Пресс-служба министерства сообщила, что Минэкономразвития разрабатывает новые механизмы поддержки СЗПК и прислушивается к мнению и пожеланиям бизнеса в этом вопросе. Комментировать конкретные предложения по изменению закона там не стали. РБК направил запрос в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Первые соглашения по защите капиталовложений были заключены с инвесторами в декабре 2020 года. Всего до апреля 2021 года было заключено 36 СЗПК на 1,3 трлн руб., говорил Белоусов. Однако с апреля на фоне подготовки новой нормативной базы новые соглашения пока не заключались. По оценкам Белоусова, до 2025 года правительство намерено подписать около 600 федеральных СЗПК на 12,6 трлн руб. инвестиций.

Что касается РИП, то изучить содержание региональных реестров, которые ведут налоговые органы, не представляется возможным, поскольку они содержат сведения, составляющие налоговую тайну и не подлежат публикации, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Судить о том, насколько на самом деле востребован данный инструмент у бизнеса и какие налоговые доходы недополучают региональные бюджеты в результате предоставления таких послаблений, можно только по официальным пресс-релизам, содержащим достаточно скудную информацию», — отмечает он. Например, указывает Жарский, в прошлом году статус РИП Московской области получили 15 проектов с общим объемом инвестиций 24,4 млрд руб., но эти данные не дают никакого представления ни о самих включенных в реестр инвестпроектах, ни о размерах предоставленных субсидий. Но даже по обрывочным данным можно сказать, что на уровне страны речь идет о сотнях таких проектов, хотя их распределение достаточно неравномерное: большая часть таких проектов сосредоточена в промышленных регионах, замечает эксперт.

До сих пор не было пересечений между проектами РИП и СЗПК, сказал РБК федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения готовящихся поправок. По его словам, проекты, по которым заключены соглашения по новому инвестрежиму, не пользовались льготами в рамках РИП. «Это предложение [поправки об исключении РИП из числа претендентов на возмещение затрат на инфраструктуру] — на будущее, чтобы компании со вкладом более 300 млрд руб. обладали выбором, исходя из того, какие льготы им предпочтительнее и при этом не страдали региональные бюджеты», — пояснил он.

«Нужно принять во внимание, что СЗПК при РИП совместно никогда не работали, — утверждает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. — СЗПК предполагает возврат инвестиций на развитие инфраструктуры из налогов после начала работы предприятия, тогда как РИП обнуляет налоги на первые несколько лет. Соответственно, при действующем РИП предприятию невозможно вернуть затраты на инфраструктуру по СЗПК — нет налогов и не из чего возвращать затраты».

«Льготы, предоставляемые СЗПК и РИП, я бы не назвал взаимоисключающими», — возражает Жарский, допуская, что «исключение льгот для проектов РИП в рамках СЗПК может существенно снизить привлекательность этого еще относительно нового механизма». В то же время, подчеркивает он, механизм СЗПК по сравнению с РИП предназначен для более узкой прослойки крупного бизнеса: получение преференций по РИП предполагает более низкие пороги инвестиций, что делает режим доступным более широкому кругу организаций.

В то же время в региональных списках РИП встречаются крупные ресурсные проекты без указания объема инвестиций. Так, например, в реестр Якутии включены проекты «Эльгаугля» по развитию Эльгинского угольного комплекса в пределах северо-западного участка месторождения и АО «ЮВГК» — по освоению золоторудного месторождения Нежданинское (проект «Полиметалла»).